Фанерный театр в БДТ Санкт-Петербурга, Россия
Фанерный театр (Plywood Theatre) выполнен в 2019 году в Большом драматическом театре (БДТ) города Санкт-Петербург, Россия, по проекту архитектора Андрея Воронова из бюро ARCHATTACKA. Идея создания удивительного арт-объекта внутри классического драматического театра принадлежит худруку БДТ Андрею Могучему и театральному художнику Александру Шишкину. Проект, возвращающий зрителей в революционный 1919 год, год рождения Большого драматического театра, был создан специально в честь его 100-летнего юбилея. Это настоящий миниатюрный театр, построенный в память о великих артистах, работавших в БДТ с момента его основания, среди которых Александр Бенуа, Владимир Щуко, Мстислав Добужинский, Юрий Анненков, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов, Натан Альтман, Леонид Чупятов. В честь каждого из них установлено 13 мемориальных табличек. Архитектурное решение Фанерного театра сформировалось под влиянием работ художника-супрематиста Эля Лисицкого. «Клином красным бей белых» — именно так назывался один из его пропагандистских плакатов, созданный в эстетике супрематизма в 1920-м году. Это своеобразный памятник эпохе, когда советский театр мог себе позволить быть авангардным.
Красный и черный цвета — эта цвета конструктивистов, а дешевый материал – фанера, отсылает к идеологии пролетарского искусства. Это театр в театре, удивительная игра с пространством, выход за пределы так называемого «здравого смысла». У Фанерного театра есть отдельный вход — справа от центральных дверей БДТ, мини-гардероб на 30 мест, фойе — нижнее и верхнее и, конечно, зрительный зал на 23 места. Сцена красным клином на уровне второго яруса выходит в пространство зрительного зала основной сцены БДТ. Высота зеркала сцены составляет 1, 40 метров. Поэтому стоящий на авансцене артист не виден в полный рост, он всегда без головы. Сама сцена треугольная, и то, что в обычном театре называется арьерсцена, здесь – вершина равнобедренного треугольника. В этот угол можно втиснуться, встать, и тогда ты будешь виден целиком, но стоя в углу. Зрительские места частично занимают бельэтаж, а треугольная сцена Фанерного театра, нависающая над партером БДТ, символизирует нос Буратино.
По легенде театра — герои Алексея Толстого «Золотой ключик» вдохновлены современниками. Папа Карло и Джузеппе — это Станиславский и Немирович-Данченко. Карабас-Барабас, который обернулся бородой и положил ее в карман — это Мейерхольд с длинным шарфом, который он также убирал в карман. Буратино, Мальвина и Пьеро – это писатель Максим Горький, актриса Мария Андреева и поэт Александр Блок. Именно это трио в 1919 году основало Большой драматический театр, где Блок стал первым художественным руководителем. Снаружи конструкция окрашена красным, внутри стены выкрашены в золотой цвет. На время спектаклей на основной сцене БДТ треугольный «нос» Фанерного театра разбирают, но остается фанерная ложа на 23 места, из которой также можно смотреть постановки, купив специальные билеты.
На демонтаж, по словам архитектора Андрея Воронова, уходит ночь. Архитектурное решение Фанерного Театра определяется не удобством функционирования, а символизмом проникновения, конфликтом нового и старого. Эта архитектура связана с ритуалом, носит неутилитарный, сакральный характер. Черную кубическую постройку внутри Греческого фойе БДТ сравнивают с японским Кодо, мусульманской святыней Каабой, шумерским зиккуратом – «дорогой в небо». В Фанерном театре есть памятники Горькому, Блоку, Товстоногову и золотая люстра — это вещи старого театра на набережной реки Фонтанки, «родимые пятна», появившиеся на теле нового фанерного театра. Есть «окна» — «калитки», вырезанные из фанерных листов, обращенные к пространству старого театра. «Калитки» — это связь, пуповина, рождение, они делают пространство фанерного театра более прозрачным, соединяют его с внешним миром, с телом большого театра. С апреля 2019 года Фанерный театр действует как новое сценическое пространство со своим репертуаром. Планируется, что Фанерный театр простоит в БДТ до конца 2019 года.